Эмпатия и отстраненность в фильме Роя Андерссона “О бесконечности”
Один из самых красивых, лиричных и философских фильмов 2020 года. Авторский фильм шведского режиссера Роя Андерссона “О бесконечности”. При его просмотре вспомнилось название курса экзистенциального психолога Ирины Млодик “Неспешность и подлинность”. Фильм именно такой - неспешный и… подлинный в своей обыденности.
Отдельные короткие истории - зачастую совсем простые, как бы не и о чем: женщина, стоящая у окна, мужчина, ложащийся спать, перед сном ощупывает свой матрас, официант, проливший вино... Единого сюжета нет, у фильма как будто бы нет и сценария. Есть несколько коротких сквозных линии, с одними и теми же героями в двух-трех разных эпизодах: про священника, потерявшего веру; мужчину, встретившего своего одноклассника; стоматолога, уставшего от пациентов и вышедшего в кафе выпить рюмочку кофе.
Все снято статичной камерой, мы смотрим на мир, на людей перед нами, оставаясь при этом на месте. Подобно психоаналитику, сидящему неподвижно в кресле, перед которым разворачивается душевный и событийный мир его пациента. Либо философу, созерцающему этот мир таким, как он есть.
Голос девушки за кадром усиливает это ощущение повествовательности и некоей отстраненности. Мы видим молодого человека, проходящего мимо девушки и засмотревшегося на нее. “Я видела юношу, еще не встретившего свою любовь”, - комментирует “Шахерезада”. Короткий эпизод, но как много в нем всего: спокойной уверенности девушки, занятой своим повседневным делом (полить цветок перед магазином) и робость юноши, обратившего на нее внимание и несмело замершего у витрины.
Люди на экране от нас отстранены, почти статичны, и при этом мы испытываем огромную гамму эмоций, сопереживаем им, погружаемся в их эмоциональный мир. Странное ощущение отстраненности и эмпатии, единения одновременно.
Мы в позиции наблюдателя, зрителя. Мы не вовлекаемся в сюжет (его нет или почти нет), не идентифицируется с героями (просто не успеваем).
Ханна Арендт, опираясь на античную и более позднюю философскую мысль описывает такую важную способность “жизни ума” как невовлеченного созерцания, некую “позицию зрителя”.
“… это поразительное спокойствие, отсутствие любого делания или беспокойства, отказ от вовлеченности и пристрастности… Только зритель, а вовсе не актер может знать и понимать то, что подает себя как зрелище…”
и далее: “... зрители не переносятся в высшие сферы, как это… представляли себе Парменид и Платон. Их место - в мире, а их “благородство” - это лишь то, что они не участвуют в происходящем, а наблюдают за всем этим как всего лишь за зрелищем… Акт сознательного, активного неучастия...” (Х. Арендт “Жизнь ума”).
Не все истории просты - некоторые из них трагичны: человек без ног в метро, играющий на домре (?) “О, соле мио”; сцена подготовки к расстрелу; бесконечная колонна пленных немцев, бредущих по заснеженной степи… Это какие-то истории из прошлого, Второй мировой войны, в которой Швеция, откуда родом режиссер, вроде бы не принимала участия. Тем не менее, это прошлое каким-то образом влияет на современных героев, возможно даже не через историю их родителей и родителей их родителей (как это было бы в России), а будто бы через некое всеобщее коллективное бессознательное, историю этого мира. Как и аллюзия на несение креста Иисусом.
Фильм потрясающе красив. Сцена в кафетерии с падающим снегом, возможно одна из самых красивых в мировом кинематографе. Must-see, однозначно! :)
---
https://www.youtube.com/watch?v=ZvGqYavcJbA&t=2495s